Майский недопрокат
Майский недопрокат
Валерия Лебедева о полупустых кинозалах
Газета «Коммерсантъ» №78 от 12.05.2021, стр. 7
Если вообразить идеальное время для проката российского кино, то оно было бы похоже на минувшие майские праздники. Погода в Центральной России не располагала к прогулкам и шашлыкам, а в кинотеатрах не было ни одной большой голливудской премьеры. То есть основные причины, которыми кинопродюсеры и чиновники объясняют кассовые неудачи российских фильмов с государственным финансированием, самоустранились. Но российским релизам это не помогло.
По данным Единой федеральной автоматизированной информационной системы кинопоказа (ЕАИС), сборы с 1 по 10 мая оказались почти вдвое ниже, чем за аналогичный период допандемийного 2019-го,— 1,2 млрд руб. против 2 млрд руб. два года назад.
Если на майских 2019-го 70% кассы получили «Мстители», то в этом году главной премьерой должна была стать военная драма «Девятаев», на которую Фонд кино дал продюсерам 50 млн руб. возвратных и 350 млн руб. безвозвратных субсидий при бюджете 625 млн руб. Но картина оказалась только второй по сборам с кассой 244,6 млн руб. Масштабный «Чернобыль», на который Фонд кино выделил 300 млн руб. безвозвратных и 100 млн руб. возвратных средств, оказался лишь на пятом месте, собрав за десять дней 61 млн руб. при бюджете 689 млн руб. А обошел их непремьерный фильм Гая Ричи «Гнев человеческий», вышедший еще 22 апреля и сумевший собрать за майские 324,7 млн руб.
Но не все плохо для российского кино. Шансы окупиться имеет комедия «Прабабушка легкого поведения. Начало», которая собрала на майских 223,2 млн руб. Ее стоимость, по данным источников “Ъ”, составила 142 млн руб., включая субсидию Минкульта в 30 млн руб., что по нынешним меркам отечественного кинопроизводства практически ничто. Да и первая часть этой франшизы, «Бабушка легкого поведения», оказалась единственным российским фильмом, окупившимся в прокате за целое лето 2017 года.
Почему зрители упорно не ходят на российские блокбастеры или выбирают кино про переодетого в женщину Александра Ревву?
Возможно, аудитория просто устала от бесконечных военных драм, которые, по мнению независимого аналитика Сергея Лаврова, «у нас не получаются». Аудитория у военных драм все-таки есть, возражает главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Александр Нечаев, просто она уехала на дачи, так что длинные выходные драмам, наоборот, не помогли.
Определенно, в жанре комедий российский кинематограф более конкурентоспособен, чем в блокбастерах. Но минувшие майские праздники в очередной раз доказали, что, несмотря на активное госфинансирование отечественного кино, полное импортозамещение в нем невозможно.