Почитая пандемию
Книжный рынок вырос на 10% за полугодие
Газета «Коммерсантъ» №102 от 17.06.2021, стр. 7
Российский книжный рынок в первом полугодии вырос быстрее ожиданий — на 10%. Россияне по-прежнему чаще всего покупают нон-фикшен, но нехватка развлечений на фоне пандемии подогрела интерес и к художественной литературе, подстегнувший рост рынка. Эксперты полагают, что при сохранении динамики продажи книг вернутся к докризисному уровню уже к концу года.
С января по июнь российский книжный рынок вырос до 42 млрд руб., что на 10% больше, чем в первом полугодии 2020 года и на 5% больше по отношению к «допандемийному» первому полугодию 2019 года, сообщил “Ъ” президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. Выручка самой группы (с учетом издательств «Эксмо», АСТ, «Манн, Иванов и Фербер» и без учета ГК «ЛитРес» и объединенной сети «Читай-город — Буквоед»), по его словам, увеличилась на 14%, до 8,2 млрд руб.
Книжный рынок восстанавливается быстрее прогнозов, подтверждают другие издатели. Продажи в первой половине года оказались «существенно выше ожиданий», отмечает гендиректор группы «Альпина» Алексей Ильин. По его словам, «Альпина» ориентировалась на рост выручки в первом квартале в 15%, а он составил 23%. Такими темпами весь рынок может выйти на докризисный уровень уже по итогам 2021 года, прогнозирует он. «В первом квартале динамика была выше ожиданий, а во втором квартале в связи с наметившейся третьей волной — чуть ниже»,— уточняет Олег Новиков. Дальнейшая динамика, полагает он, зависит в первую очередь от эпидемиологической ситуации.
Основным драйвером книжных продаж в первом полугодии остались интернет-магазины.
Этот канал лидирует по динамике и доле, обеспечивая около 40% продаж бумажных книг, заявил Олег Новиков. Как сообщал “Ъ” 3 сентября 2020 года, доля интернет-магазинов в продажах книг в России резко выросла на фоне пандемии и по итогам 2020 года оценивалась в 44%.
Категория книг в онлайн-ритейле растет, несмотря на высокую базу прошлого года, говорят участники рынка. В первом квартале штучные продажи книг на Ozon выросли на 47% год к году, сообщил представитель этой площадки. Рост ускорился: в первом квартале 2020-го он составлял 28%. В Wildberries продажи бумажных книг в первом квартале 2021 года увеличились на 160%, а за 2020 год выросли на 250%, заявили в компании.
Согласно рейтингу наиболее востребованных книг от Российского книжного союза (есть у “Ъ”, учитывает продажи «Читай-город — Буквоед», Ozon, «ЛитРес» и MyBook за период с 16 декабря 2020 по 15 мая 2021 года), в топ-3 в начале 2021 года вошла прикладная литература, или нон-фикшен.
Наиболее востребованной оказалась книга «НИ СЫ. Будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперед» Джен Синсеро, затем по объему проданных экземпляров следуют книги «Подсознание может все!» Джона Кехо и «Хочу и буду. Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым» Михаила Лабковского. Роман «Тревожные люди» Фредрика Бакмана и детектив «Дурная кровь» Роберта Гэлбрейта заняли четвертое и пятое места в рейтинге соответственно. По данным книжного союза, главным драйвером книжного рынка в России остается нон-фикшен.
В то же время авторы рейтинга и опрошенные “Ъ” издатели отмечают выраженный рост спроса и на художественную литературу в первом полугодии 2021 года. В аналогичном рейтинге РКС годом ранее на нон-фикшен приходилось 50% книг из топ-50, на художественную литературу — 38%, на детскую — 12%. В этом году доля художественной литературы выросла до 42%, а нон-фикшена — снизилась до 46%, следует из рейтинга.
«Хотя нон-фикшен остается лидирующим сегментом, рост рынка происходит благодаря притоку читателей в нишу художественной литературы»,— подтверждает господин Новиков.
Он объясняет востребованность художественной литературы пандемией, закрытием кинотеатров и дефицитом развлекательных мероприятий. «В 2021 году мы наблюдаем рост продаж по всем сегментам, но темпы роста по художественной и детской литературе несколько выше, чем нон-фикшен. В целом есть пока не вполне подтвержденное статистикой ощущение, что художественная литература начала возвращать аудиторию»,— соглашается Алексей Ильин.
Впрочем, гендиректор Bookmate Андрей Баев утверждает, что спрос на нон-фикшен на этом сервисе за полугодие вырос примерно на 5%, тогда как по художественной литературе «нет заметного роста».