Полевые испытания
Полевые испытания
В Роттердаме завершилось «Евровидение»
«Коммерсантъ» от 23.05.2021, 03:25
В финале 65-го конкурса эстрадной песни победу одержала итальянская группа Maneskin с песней «Zitti E Buoni». Россия показала худший результат за 10 лет. Рассказывает Борис Барабанов.
Россия участвует в конкурсе европейской песни с 1994 года, и зрители уже привыкли, что совсем плохо представитель нашей страны выступить не может, ведь была и победа в 2008 году, и четыре вторых по количеству набранных баллов результата. России традиционно помогало голосование по географическому принципу, но даже после 2014 года, когда у страны возникли большие проблемы с репутацией, нам все же удавалось показывать класс. Достаточно вспомнить второе место Полины Гагариной в 2015 году и затем два третьих места Сергея Лазарева, в 2016 и 2019 годах.
В прошлом году, по общему мнению, победа была у нас практически в кармане. Наконец нашлась группа с хорошим чутьем, которая уже имела успех на Западе и понимала механизмы создания поп-хита.
Little Big могли победить в 2020-м, но конкурс отменили из-за пандемии. А в 2021 Little Big ехать на «Евровидение» отказались.
Внятных объяснений на этот счет не было, а вот повод волноваться появился.
Худшие результаты Россия показывает на «Евровидении», когда кто-то из телевизионных боссов решает, что настало время не просто сыграть, но выступить с посланием, обозначить повестку. Самым прискорбным был случай с Юлией Самойловой, певицей с физическими особенностями, которая стала фактически объектом политических манипуляций. В 2017 году ее, как артиста, незаконно посещавшего Крым, не пустили на «Евровидение» киевские власти, а в 2018 она поехала в Лиссабон с песней, которая не принесла ей баллов, необходимых для прохода в финал. Такое с Россией случилось впервые.
В 2021 Россия снова решила отправить на «Евровидение» особое послание. Певица Манижа поехала на конкурс с песней в защиту женщин, причем русских — она называлась «Russian Woman». И песня, и ее сценическое решение оказались нагромождением мелодий, словесных фигур и визуальных образов, которые были так или иначе связаны с ролью женщин в обществе. Образ женской судьбы как «поля из огня» Манижа комментировала в песне на русском и английском языках, используя среднеазиатские струнные, балканские духовые, русский распев и, конечно, рэп — без него никуда.
Манижа
Фото: Piroschka van de Wouw, Reuters
Надо сказать, что Манижа получила не только высокие оценки от дружественных стран (высшая — 12 баллов от Азербайджана), но и достучалась с этой песней до аудитории стран, которых ничто геополитическое с Россией не связывает. Так, хозяйка конкурса Голландия во время зрительского голосования поставила России 8 баллов из 12 возможных, а Франция, одна из стран-фаворитов нынешнего конкурса,— целых 10. Но результат конкурса определялся по сумме баллов, которые отдали стране телезрители и профессиональные жюри. В итоге у России 204 балла и девятое место.
Редкие высокие оценки ничего не стоят, как и заклинания ведущих трансляции на «Первом канале» о том, что «мы в десятке».
На «Евровидении» есть только одно призовое место — первое. А девятое — это ноль.
Такой же ноль, как у стран-основательниц конкурса,— Испании, Великобритании и Германии, несмотря на то, что эти страны получили от зрителей ноль голосов в буквальном смысле, а Россия — 100 (остальные — от жюри). Девятое место — это хуже, чем у Дины Гариповой в 2013 и сестер Толмачевых в 2014, а их сейчас никто не вспомнит, потому что это были стандартные конкурсные номера без претензий на «месседж».
Обидно было проиграть и украинской группе Go_A, стартовые позиции которой были на этом конкурсе сравнимы с исходными данными Манижи — современная аранжировка, национальный колорит, родной язык и яростная вокалистка на переднем плане. Украина оказалась на пятом месте, и по количеству баллов превзошла Россию более чем в три раза.
Самое грустное — не то, что Манижа не совершила чуда в Европе.
Это не только ее провал, но и провал всей готовившей номер команды.
Грустно то, что она — очень хорошая вокалистка, которую постоянно уносит в сторону от музыки в какую-то громкую общественную деятельность. Она боролась против «навязанных идеалов красоты», сотрудничала со всеми большими благотворительными фондами, выпускала приложение для жертв домашнего насилия, а в 2020 году ее назначили послом доброй воли Агентства по делам беженцев ООН. Имя Манижи на слуху, и специалисты ее ценят очень высоко. Но большого хита в России, песни, которая звучала бы «из каждого утюга», в ее активе пока не было. С таким медийным капиталом, с таким количеством авансов — уже пора бы.