Российский креатив оценили в Японии
Российский креатив оценили в Японии
Агентство Ailove Digital вошло в Hakuhodo Inc.
Газета «Коммерсантъ» №82 от 18.05.2021, стр. 10
Японская рекламная группа Hakuhodo Inc. приобрела 65% крупного российского креативного агентства Ailove Digital. Покупатель таким образом расширяет присутствие на растущем рынке интернет-рекламы в России, а агентство получает выход на японских клиентов, говорят эксперты. По их словам, подобные сделки на российском рекламном рынке сейчас редки из-за «политических рисков». Японцы окупят вложение только через пять—восемь лет, полагают участники рынка, но смысл подобных сделок, как правило, не в окупаемости, а в получении «недостающих компетенций»
По данным Kartoteka.ru, с 4 мая владельцем 65% в ООО «Айлав Диджитал», которое управляет одноименным агентством, стала японская Hakuhodo Inc. Управляющий партнер агентства Алексей Пашков снизил долю с 40,18% до 30%, директор по дизайну Анатолий Шебзухов — с 6,07% до 5%. Кипрская Violen Services Ltd и Юлия Холодова, которые до продажи владели 38,74% и 15% компании, соответственно, вышли из ее капитала.
В обеих компаниях “Ъ” подтвердили факт сделки. Переговоры начались задолго до пандемии, говорят в Ailove Digital. В Hakuhodo Inc. добавили, что покупка позволит холдингу расширить присутствие на «быстрорастущем российском рынке диджитал-рекламы».
Ailove Digital — одно из крупнейших в России независимых диджитал-агентств, основанное в 2009 году. Оно занимается маркетинговыми стратегиями и креативными диджитал-кампаниями, производит рекламный контент. Агентство обслуживает, по собственным данным, корпорации Nestle, Kia и др.
Hakuhodo DY Group — японская рекламная группа с офисами в 20 странах. Ее биллинг (объем обслуженных рекламных бюджетов) за 2020 год составил 1,29 млрд йен, или 873,6 млн руб., следует из финансового отчета компании. Капитализация Hakuhodo на Токийской бирже составляет 695 млрд йен, то есть 470 млрд руб. по курсу ЦБ на 15 мая.
По данным Kartoteka.ru, ООО «Айлав Диджитал» завершило 2020 год с прибылью 41,7 млн руб. при выручке 292,7 млн руб., годом ранее выручка составляла 256,9 млн руб. Мультипликатор оценки агентства может составлять 5–10 EBITDA, полагает собеседник “Ъ” на рекламном рынке. Такая инвестиция должна окупиться за пять—восемь лет, отмечает топ-менеджер крупной рекламной группы.
M&A на российском рынке рекламы происходят нечасто в связи с политическими рисками, отмечают его участники. «Для японцев это попытка входа на российский рынок, для российской стороны — технологический рост. С учетом того, что японский рынок крайне консервативен, стороны готовились к сделке персонифицированно, зная, кого и для чего покупают»,— считает гендиректор Digitas Moscow Елена Котляр. Ailove Digital в результате сделки будет проще привлекать больше японских компаний в качестве клиентов, сходятся во мнении собеседники “Ъ”.
Алексей Толстоган, гендиректор «Национального рекламного альянса», в интервью РБК в декабре 2019 года
На рынке также есть иллюзия digital — штаб-квартиры рекламодателей требуют от своих локальных офисов все больше и больше наращивать бюджет на digital
Прежде Hakuhodo Inc. была представлена в России филиалом, специализирующимся на маркетинговом консалтинге японских компаний. По данным источников “Ъ”, Hakuhodo провела переговоры с несколькими российскими диджитал-агентствами, в частности, с «Риалвеб», но стороны не договорились о цене. В Hakuhodo не комментируют эти переговоры.
В большинстве сделок M&A на рынке рекламных агентств мотивация покупателя не в том, чтобы быстро окупить инвестиции, а в том, чтобы включить в портфель актив с недостающими компетенциями, объясняет топ-менеджер одного из диджитал-агентств. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в 2020 году интернет-реклама стала единственным сегментом, показавшим рост (на 4%). Рекламодатели потратили в интернете 253 млрд руб. В 2021 году, согласно мартовскому прогнозу Dentsu, этот сегмент вырастет на 7–9%. У российского рынка интернет-рекламы, по мнению Елены Котляр, нет предпосылок для стагнации из-за все большей «диджитализации креатива».