Школы невыживания
Школы невыживания
Как ассимилировали представителей коренных народов Канады
«Коммерсантъ» от 04.06.2021, 00:00
На территории бывшей школы-интерната для детей коренных народов в канадском городе Камлупс были обнаружены останки 215 детей. О страшной находке объявила 27 мая вождь коренного народа секвепемк Росанна Касимир. По словам премьер-министра Канады Джастина Трюдо, это «болезненное напоминание о темной и постыдной странице» в истории страны.
Спецшколы с кладбищами
Учебный корпус школы-интерната в Камлупсе
Фото: Library and Archives Canada, Reuters
В канадских школах-интернатах для коренных народов за весь период их существования (с середины XIX века по конец 1960-х годов) умерли, по разным оценкам, от 3,2 тыс. до 6 тыс. детей. Точное число определить не представляется возможным, так как после 1917 года статистика смертности в этих заведениях не велась. Многие были похоронены в братских могилах на территории школ. Имена большинства умерших неизвестны, как неизвестно и точное местонахождение некоторых захоронений. Останки детей в Камлупсе были обнаружены с помощью георадара. Депутат парламента провинции Онтарио Сол Мамаква призвал власти провинции и страны совместно с представителями коренных народов произвести поиски захоронений на территории других бывших школ-интернатов.
30 мая по всей Канаде были приспущены государственные флаги в знак траура. В некоторых городах траур продлится 215 часов — по часу за каждого умершего ребенка.
Одной из главных причин смертности в школах-интернатах для коренных народов были болезни. В начале XX века главный врач Министерства внутренних дел и Министерства по делам индейцев Питер Брайс неоднократно пытался обратить внимание руководства и общественности на антисанитарную обстановку в этих школах: скученность в спальных помещениях, плохая вентиляция, особенно зимой, когда в окна вставляли вторые рамы, что создавало идеальные условия для распространения инфекций. В одном из своих докладов Брайс писал:
«Из 1537 учеников, о которых сообщалось, почти 25% умерло. В одной из школ, подавшей ведомость с абсолютно точными цифрами, 69% бывших учащихся умерло. Почти везде причиной смерти неизменно является туберкулез».
Много учеников школ-интернатов также умерли во время эпидемии «испанки» в 1918–1919 годах.
Никаких серьезных мер по сохранению здоровья учащихся руководство школ-интернатов не принимало. А общество мало интересовалось тем, что происходит за стенами этих школ.
Побороть влияние вигвама
Николас Флуд Дэвин, один из создателей системы школ-интернатов для индейцев
Фото: Library and Archives Canada
Одним из создателей общегосударственной системы школ-интернатов для коренных народов был Николас Флуд Дэвин. В 1878 году правительство Канады направило его в США для изучения существовавшей там системы образования индейцев. На следующий год Дэвин опубликовал «Доклад о ремесленных училищах для индейцев и полукровок», известный также как «Доклад Дэвина». Он призывал создавать ремесленные училища-интернаты. Писал, что детей нужно оторвать от дома, поскольку «влияние вигвама сильнее, чем школы» (обычной, не интерната). В интернате, по его мнению, ученик будет «постоянно находиться в цивилизованных условиях», будет окружен «материнской заботой» и получит образование, которое подготовит его к жизни в современной Канаде.
Почему майя не приняли извинения президента Мексики
Были и более прозаичные объяснения. Заместитель генерального суперинтенданта по делам индейцев Лоуренс Ванконет считал расходы на образование индейцев хорошей инвестицией, поскольку индейцы в результате будут не получателями средств из государственного бюджета, а, наоборот, станут этот бюджет пополнять.
А церковные деятели объясняли, что дать образование «братьям-индейцам» — христианский долг.
Первые школы-интернаты для индейцев появились еще до «Доклада Дэвина». Число их быстро росло и к 1931 году достигло 80. Из них 44 находились под патронажем католической церкви, 21 — англиканской церкви, 13 — Объединенной церкви Канады, 2 — пресвитерианской церкви.
Спальни в интернатах были идеально приспособлены для распространения инфекционных заболеваний
Фото: Hulton-Deutsch Collection / Corbis / Getty Images
Хотя первоначально в эти учебные заведения отправляли только детей индейцев, со временем в них также стали забирать метисов и инуитов (коренной народ севера). В интернаты, создаваемые рядом с резервациями, помещали детей в возрасте от 8 до 14 лет (впоследствии нижняя планка была опущена до 5, а затем и до 3 лет, а верхняя поднята до 16 лет). Для подростков старшего возраста создавались ремесленные училища, размещавшиеся вдали от резерваций рядом с городами.
Детей принудительно разлучали с родными и близкими на длительный срок. Преподавание в школах велось только на английском языке (в некоторых школах провинции Квебек — на французском).
Детям запрещалось говорить на родном языке, даже если они при поступлении в интернат не знали никакого другого. За нарушение этого правила преподаватели драли учеников за уши, мыли рот с мылом, пороли.
Под запретом были также традиции и верования коренных народов (с точки зрения христианских церквей — варварство и языческие предрассудки). Уровень образования был крайне низким. В 1950 году 40% учителей в таких школах не имели профильного образования. Жизнь учащихся в основном состояла из молитв и физического труда, сельскохозяйственного, ремесленного, стирки и шитья.
Правила регламентировали даже свободное время учеников. Дети не могли играть во что попало, а только в «современные игры» — американский футбол, крикет, бейсбол и в первую очередь хоккей с шайбой. «Правильным» занятием считалось также участие в духовом оркестре.
Интернированные в интернатах
Школа-интернат в Кросс-Лейк. Бывшая ученица Лидия Росс: «Меня зовут Лидия, но в школе у меня не было имени. У меня были номера. Я была номер 51, номер 44, номер 32, номер 16, номер 11 и в конце концов номер один, перед тем как я собиралась поступать в колледж… Меня так и называли: "Номер 32". На всей моей одежде была цифра 32. На всей одежде и обуви»
Фото: Dept. Indian and Northern Affairs / Library and Archives Canada / Reuters
За полтора века существования школ-интернатов для детей коренных народов через них прошли около 150 тыс. человек.
Все 150 лет эти школы получали недостаточное финансирование.
Так, в 1938 году расходы на содержание одного ученика в такой школе составляли $180 в год, тогда как на школы-интернаты для белых детей выделялось в 1,5–3,5 раза больше.
Повышение расходов из расчета на одного ребенка в послевоенное время никак не сказалось на качестве жизни обитателей интернатов.
Школьные здания, годами не видевшие ремонта, приходили в упадок. Нехватка еды, одежды, лекарств, антисанитарное состояние, издевательства над детьми со стороны учителей и персонала школы, а также старших над младшими — все это было скорее правилом, чем исключением.
Школа-интернат Сент-Энтони в Оньян-Лейк. В 1965 году пожарная инспекция порекомендовала установить в деревянном здании систему пожаротушения. В целях экономии Министерство по делам индейцев предпочло не устанавливать систему, а нанять еще одного ночного сторожа
Фото: Dept. of Indian Affairs and Northern Development / Library and Archives Canada / Reuters
После Второй мировой войны политика властей в сфере образования стала меняться в пользу постепенного отказа от идеи обучения детей коренных народов в отрыве от семьи. В 1948 году в Канаде действовало 72 школы-интерната, в которых находились 9368 учащихся, к 1969 году число таких школ сократилось до 52 с 7704 учащимися.
Почему североамериканские спортивные клубы обвиняют в расизме
Против постепенной ликвидации школ-интернатов для детей коренных народов и обучения этих детей в обычных государственных школах в конце 1950-х и в 1960-е годы активно выступала католическая церковь. Светским властям приходилось бороться буквально за каждую школу.
В 1969 году в рамках изменения общей государственной политики по отношению к коренным народам были прекращены партнерские отношения государства и церкви в сфере образования. Процесс ликвидации школ-интернатов ускорился — к 1979-му их осталось только 12 (с 1899 учащимися).
Последняя школа такого типа, находившаяся в федеральном подчинении, была закрыта в 1996 году (последняя из нескольких школ, переданных под управление резерваций, закрылась в 1998-м).
Цивилизованные условия и электрический стул
Школа-интернат в Камлупсе. Бывшая ученица Джеральдин Боб: «Во время избиений я не плакала, из-за этого они становились бешеными, эти две монашки. Начав бить тебя, они теряли контроль — швыряли тебя об стену, бросали об дверь, пинали, били кулаками, сваливали на пол. Они не могли остановиться. Они были просто безумными. Совсем не могли себя контролировать»
Фото: EPA / Vostock Photo
Обещанные в «Докладе Дэвина» «цивилизованные условия» и «материнская забота» не воплотились в реальность. В школах-интернатах дети недоедали и были плохо одеты. Бывшие учащиеся интернатов рассказывали, что подвергались физическому, половому, эмоциональному и психологическому насилию со стороны персонала.
Инспекторы Министерства по делам индейцев, посещавшие разные школы-интернаты в разные годы, отмечали одни и те же недостатки: «слишком скудная пища», «питание неудовлетворительное ни по количеству, ни по качеству», «недостаточно еды, особенно мяса», «снабжение продуктами не соответствует потребностям», «еда недостаточно питательна».
Из отчета инспектора Гамильтона, посетившего в 1936 году школу-интернат в городе Бертле, провинция Манитоба: «Я никогда не видел такой многократно заплатанной и рваной одежды… Школьная форма так стара и потрепана, что ее не решаются никому показывать… Дети босы… Справедливости ради я хочу добавить, что у всех детей есть хорошая одежда — для воскресений и выходов в город. Другими словами, когда они идут туда, где их могут увидеть, они хорошо одеты».
Уроки шитья в школе-интернате в Форт-Резолюшн. Бывшая ученица Дороти Джейн Бьюли: «Нас было трое, мы мыли пол, вода стала грязной, я спросила монахиню: "Сестра, можно поменять воду?" Она ничего не сказала. Она смотрела в сторону. Я сказала: "Я могу поменять воду?" Наверное, я спросила ее слишком много раз. Она взяла ведро, надела его мне на голову и стала бить меня шваброй… по моей… пока ведро было у меня на голове»
Фото: Dept. of Mines and Technical Surveys / Library and Archives Canada / Reuters
Окружной инспектор школ Британской Колумбии Джордж Барри в 1936 году писал, что в школе Олберни на острове Ванкувер «каждый служащий ходит с ремнем». В дисциплинарных целях детей лишали еды, сажали под замок, читали им нотации, часто больше похожие на оскорбления и издевательства. В вышедшей в 1998 году книге Сьюзен Фурнье и Эрне Кри «Stolen from Our Embrace» приводится рассказ бывшего вождя племени масквим Джорджа Герина о школе-интернате Купер Айленд:
«У сестры Мари Батист было много палок — длинных и толстых, как бильярдные кии. Когда она слышала, что я говорю на своем языке, она поднимала руку и опускала палку на меня. У меня до сих пор остались шишки и шрамы на руках.
Зимой мне приходится надевать специальные перчатки, потому что на холоде моим рукам больно. Я очень старался не плакать, когда меня бьют, я до сих пор умею просто отключать свои чувства… Мне еще повезло. Многие мужчины не дожили до моего возраста, совершили самоубийство, или погибли насильственной смертью, или их прикончил алкоголь. И такое было не только с моим поколением. Моей бабушке, которой далеко за 90, до сих пор больно говорить о том, что с ней было в школе».
Школа-интернат Шингваук в Су-Сент-Мари. Бывший ученик Джек Уайт: «По утрам 365 дней в году нам давали кукурузную кашу, два ломтика хлеба и три четверти чашки того, что они называли какао. А они сидели в своей комнате, ели бекон с яичницей, пили чай и кофе, ели оладьи. А мы голодали. Толстых детей в Шингвауке не было»
Фото: Department of Citizenship and Immigration / Library and Archives Canada / Reuters
В школе-интернате Сент-Энн в 1950–1960-е годы для наказаний использовался самодельный электрический стул. Сила тока была высокой, но не смертельно опасной.
Иногда доведенные до отчаяния дети решались на побег. Пойманных беглецов наказывали. В 1919 году мальчика, бежавшего из школы-интерната Олд Сан, после поимки приковали к кровати и «жестоко и безжалостно пороли лошадиной плеткой до тех пор, пока его спина не начала кровоточить». Представители англиканской церкви, в чьем ведении находился интернат, оправдали поведение сотрудника школы, наказавшего мальчика, тем, что подобное «является нормой практически для любого интерната в стране».
Школа-интернат в Форт-Симпсон. Дети держат буквы, складывающиеся в слово good bye. Бывший ученик Энди Норвижн: «Когда я еще жил дома, я мог гулять, где хочу, мог общаться со своими кузинами. Через два месяца после прибытия сюда трое мальчишек пошли поговорить с девчонками на половину для девочек… Вечером того же дня нас собрали в спортзале. Троих мальчишек отправили в подсобку, где раздели до трусов. Их выводили по одному, укладывали вниз лицом на стол в центре спортзала. Директор стягивал с них трусы и порол кожаным ремнем примерно три дюйма (7,6 см) в ширину и полдюйма (1,25 см) в толщину. Ремень был на деревянной рукоятке. Он брался обеими руками за рукоятку и бил их по ягодицам. Звук был слышен на весь спортзал»
Фото: J.F. Moran / Library and Archives Canada / Reuters
В новогоднюю ночь 1937 года из школы-интерната Леджак бежали пять детей: десятилетний Пол Алекс, девятилетний Ален Уилли, восьмилетние Эндрю Пол и Джастин Морис и семилетний Джон Мишель Джек. Они хотели попасть в свою резервацию, находившуюся на расстоянии около 7 миль (11,27 км) от школы. Температура воздуха была ниже –20°С. Мальчики были легко одеты, зимней одежды и шапок у них не было. Самый старший решил вернуться назад. Замерзшие тела остальных нашли 2 января примерно в километре от резервации.
В 1981 году в школе-интернате Масковекан пять или шесть девочек в возрасте от 8 до 19 лет связали вместе носки и полотенца и попытались повеситься. Их удалось вовремя остановить.
Это отдельные, самые вопиющие случаи — система школ-интернатов нанесла огромный психологический ущерб как тем, кто в ней побывал, так и коренным народам Канады в целом. Она была направлена на то, чтобы «убить в ребенке индейца». И эта цель нередко успешно достигалась. Правда, вместе с «индейцем» в ребенке убивали человека, личность.
Школа-интернат Сент-Майкл в Алерт-Бэй. Роберт Джозеф, наследный вождь племени гваваенук, попал в нее в шестилетнем возрасте. Первые месяцы он плакал, когда вечером в спальне гасили свет, но делал это бесшумно, чтобы его не побили. Джозеф страдает потерей слуха. Он считает, что это случилось потому, что учителя постоянно таскали его за уши
Фото: Department of Citizenship and Immigration / Library and Archives Canada / Reuters
Воспитанники интернатов, годами оторванные от семьи, повзрослев, сами не могли строить семьи. Насильственно лишенные родного языка, культуры, традиций, верований, после интерната они чувствовали себя «чужими среди своих». Очень многие дети получали психологическую травму, из-за чего, повзрослев, одни обращались к врачу, а другие искали утешение в алкоголе и наркотиках. В начале XXI века в Канаде вошел в медицинский оборот термин «синдром школы-интерната». Многие симптомы, на основе которых ставится этот диагноз, совпадают с симптомами посттравматического стрессового расстройства: постоянные непроизвольные воспоминания травмирующего опыта, избегание всего, что может напомнить о травматическом событии, нарушения сна (бессонница, кошмары), раздражительность и вспышки гнева, чувство отчужденности от других людей, проблемы с концентрацией, низкая самооценка.
Святая вода в качестве лубриканта
Школа-интернат Купер-Айленд за свое расположение на острове получила прозвище «Алькатрас» по аналогии с тюрьмой. В 1939 году шестеро учеников школы сбежали на каноэ из-за того, что школьный священник неоднократно совершал с ними «противоестественные акты». В 1959 году две ученицы утонули при попытке побега. За время существования школы умер 121 ее ученик
Фото: Dept. of Indian and Northern Affairs / Library and Archives Canada / Reuters
Долгое время то, что творилось в интернатах для детей коренных народов, было окружено завесой молчания. «Некоренные» канадцы не слишком этим интересовались, о проблеме знали лишь немногие.
Свидетельство лидера Ассамблеи вождей Манитобы Фила Фонтейна, прозвучавшее на всю страну в телепрограмме Барбары Фрум на канале CBC 30 октября 1990 года, привело нацию в состояние шока.
Фонтейн рассказал о физическом, психологическом и сексуальном насилии, которым подвергался он сам и другие ученики школы-интерната в Форт-Александере (в настоящее время — Сагкин) в штате Манитоба, которой руководила католическая монашеская конгрегация — миссионеры-облаты Пресвятой и Непорочной Девы Марии.
Преступление и наказание
Похожие заявления звучали и раньше, но не имели такого резонанса. В 1989 году исследование, проведенное по заказу Ассоциации женщин коренных народов и Министерства социальных услуг Северо-Западных территорий, показало, что 80% девочек в возрасте до 8 лет и 50% мальчиков того же возраста были жертвами половых домогательств. В 1990 году Рик Роджерс, специальный советник министра национального здравоохранения и социального обеспечения Канады по вопросам половых преступлений в отношении детей, на заседании Канадской психологической ассоциации заметил, что в некоторых школах-интернатах все дети могли быть жертвами домогательств.
Телевизионное выступление вождя Фонтейна изменило ситуацию. Свидетельства пострадавших и заявления о преступлении хлынули потоком.
Старейшина Тобасонаквут Кинью (Питер Келли) был одним из участников делегации, встретившейся с папой римским Бенедиктом XVI. Он был учеником школы-интерната Сент-Мэри в городе Мишен. Однажды работавшая в школе монашка зазвала мальчика к себе в комнату, где совершила над ним половое насилие со словами: «Это все, на что ваш народ годится»
Фото: Pier Paolo Cito / AP
Одним из самых известных широкой публике дел стало расследование, начатое полицией провинции Онтарио в 1992 году после того, как вождь племени кри в Форт-Олбани Эдмунд Метатавабин передал властям заявления бывших учеников школы-интерната Сент-Энн. В течение последующих шести лет полиция опросила около 700 свидетелей и приняла около 900 заявлений о физическом и половом насилии, различных издевательствах и подозрительных смертях в этой школе в период с 1941 по 1972 год. Из 74 подозреваемых в преступлениях обвинения были предъявлены 7.
Больше всего обвинений в физическом и половом насилии — около 300 — прозвучало в адрес миссионера-облата Артура Лавуайе.
Один из пострадавших заявлял, что в течение трех лет Лавуайе примерно 20–25 раз изнасиловал его, используя святую воду в качестве лубриканта. Привлечь к ответственности святого отца не удалось: он скончался в 1991 году, до начала расследования.
Четверо бывших работников школы-интерната были осуждены. Две монашки получили условные сроки за нанесение телесных повреждений. Повар Джон Родрик и воспитатель Клод Ламбер были приговорены за непристойные нападения к 18 и 8 месяцам тюрьмы соответственно.
К судебной ответственности привлекались и бывшие работники других школ-интернатов.
Время извинений
Вождь Фил Фонтейн вместе с еще несколькими представителями коренных народов Канады в 2009 году встретился в Ватикане с папой римским Бенедиктом XVI. Из заявления вождя на встрече: «Мы предлагаем вам, Святейший Отец, нашу руку дружбы, примирения и, да, надежды. Надежды, что мы сможем работать вместе над тем, чтобы создать новую Канаду для нашего народа — Канаду, в которой расизм и дискриминация не будут больше существовать, в которой c удручающей нищетой, гнетущей нас, будет покончено навсегда, где наши языки и культура вновь расцветут»
Фото: Max Rossi / Reuters
В 1991 году в Канаде была создана Королевская комиссия по коренным народам (Royal Commission on Aboriginal Peoples). В 1996-м она опубликовала доклад о правительственной политике в отношении коренных народов. В ходе работы над ним были собраны многочисленные свидетельства бывших учеников школ-интернатов. В результате одной из рекомендаций доклада стало проведение отдельного расследования в отношении этих заведений.
7 января 1998 года министр по делам индейцев Джейн Стюарт выступила с официальным извинением перед теми, кто подвергся насилию в школах-интернатах. Правительство Канады объявило о создании фонда помощи жертвам в размере 350 млн канадских долларов.
Стивен Харпер, премьер-министр Канады с 2006 по 2015 год (на фото в центре), 11 июня 2008 года принес официальные извинения за ущерб, нанесенный коренным народам системой школ-интернатов
Фото: Todd Korol / Reuters
В июне 2008 года премьер-министр Канады Стивен Харпер выступил в парламенте с официальными извинениями за систему школ-интернатов для коренных народов и ущерб, нанесенный тем, кто в них учился, и членам их семей. В том же месяце была основана Комиссия по установлению истины и примирению. Перед ней была поставлена задача сбора свидетельств бывших учеников школ-интернатов. Показания членам Комиссии дали около 7 тыс. человек.
Извинения приносили также главы отдельных регионов и церковные структуры. В 1986 году Объединенная церковь Канады извинилась перед коренными народами за свою роль в их колонизации. В 1998-м она отдельно извинилась перед бывшими учениками школ-интернатов, находившихся под ее патронажем, членами их семей и общинами.
В 1993 году свои извинения пострадавшим в школах-интернатах принесла англиканская церковь. В 1994-м — пресвитерианская. В 2001-м — миссионеры-облаты Пресвятой и Непорочной Девы Марии.
Папа римский Бенедикт XVI (на фото) в 2009 году не стал приносить извинения представителям коренных народов Канады, пережившим насилие в школах-интернатах, которыми руководили структуры католической церкви. Он ограничился тем, что выразил сожаление. В 2018 году его преемник папа римский Франциск также отказался извиняться
Фото: Pier Paolo Cito / AP
В апреле 2009 года папа римский Бенедикт XVI принял делегацию представителей коренных народов Канады (почти все члены делегации в прошлом были учениками школ-интернатов), выслушал их истории и выразил свое сожаление в связи с «мучениями, вызванными прискорбным поведением отдельных представителей церкви». Официальных извинений за ассимиляцию коренных народов и систему школ-интернатов католическая церковь не принесла до сих пор.
В мае 2006 года было принято и в сентябре 2007-го вступило в силу Соглашение об урегулировании претензий бывших учащихся школ-интернатов для индейцев (Indian Residential School Settlement Agreement). На тот момент оно потенциально касалось примерно 86 тыс. человек. Каждый бывший ученик имел право на компенсационную выплату за время пребывания в школе-интернате.
Размер выплат — 10 тыс. канадских долларов за первый год (от одного дня до полного учебного года) и по 3 тыс. канадских долларов за каждый последующий год. 79 309 человек получили в общей сложности 1 622 422 106 канадских долларов.
1 канадский доллар равен 81–83 центам США.
Дополнительные выплаты могли производиться после индивидуальной оценки конкретного случая — в качестве компенсации за пережитое сексуальное, физическое и эмоциональное насилие. В таких случаях размер выплат мог достигать 275 тыс. канадских долларов.
К сентябрю 2020 года было рассмотрено все 38 276 заявок на индивидуальную компенсацию. 89% из них были удовлетворены. Средний размер компенсации составил 91 466,4 канадского доллара.
Общая сумма выплат составила 3,233 млрд канадских долларов.
Компенсационные выплаты не затрагивали бывших учеников школ-интернатов в провинции Ньюфаундленд и Лабрадор, поскольку эти территории не были частью Канады в момент, когда открылись школы-интернаты. Бывшие ученики из этих провинций (более 800 человек) подали групповой судебный иск на 50 млн канадских долларов, который был удовлетворен Верховным судом провинции в сентябре 2016 года.
30 мая по всей Канаде были приспущены государственные флаги в знак траура. В некоторых городах траур продлится 215 часов — по часу за каждого умершего ребенка.
Фото: Legislative Assembly of BC / Reuters, Reuters
Деятельность Комиссии по установлению истины и примирению завершилась в 2015 году публикацией объемного доклада (шесть томов, более 4 тыс. страниц), в который вошли показания выживших и исторические документы. Комиссия охарактеризовала деятельность системы школ-интернатов для коренных народов как «культурный геноцид».
По завершении работы комиссии был создан Национальный центр по установлению истины и примирению для хранения материалов по истории школ-интернатов для коренных народов.
Находка в Камлупсе показала, что эта история еще не дописана.